Владимир Малявин
востоковед, философ, культуролог
Восхождение: вот ключевое слово о человеке на Востоке, где человек никогда не есть нечто неизменное с приданными ему раз и навсегда правами, но становится собой, очеловечивает себя в той мере, в какой превосходит, преодолевает себя. Человеческая жизнь на Востоке выстраивается по вертикальной оси и иерархична по природе. Человек Востока призван идти к Небу, и чем больше в нём небесного, тем больше в нём человеческого. Таков «небесный гуманизм» Востока, глубоко отличный от «земного гуманизма» Запада.
Картины Татьяны Ян кажутся мне одним из самых убедительных в современном искусстве свидетельств «небесного» предназначения человека. Я нахожу эти свидетельства в особой пронзительности взгляда художника, умеющего открывать в вещах силу чистой вещности, захлёстывающую и растворяющую в своём взрывном динамизме привычный предметный мир, но только для того, чтобы утвердить непреходящие качества вещного бытия. Ещё более надёжным свидетельством «небесной полноты» жизни – всегда только чаемой и воспоминаемой – служит совершенно особая внутренняя сферичность взгляда Татьяны Ян, придающая её картинам качество медитативного опыта. Это качество внутренней, отсутствующей глубины, неизмеримой дистанции, которое открывается просветлённому сознанию, т.е. сознанию, пробудившемуся к присутствию мирового тела. Наложение разных планов видения, смещение природных образов и человеческих письмен, зияние бездны превращений в мгновенном впечатлении – знаки этой вселенской сферы, развертывающейся на плоскости картины вечной кривизной пространства.
(из статьи к каталогу выставки)